г.Москва, Рублёвское шоссе, д.66
Телефон: +7 (495) 740-6788
          +7 (495) 740-6388
Факс: +7 (495) 617-1107

Наши партнёры:

Наши заказчики:

Реклама


Таможенная интеграция

02.12.2009

Таможенная интеграция

Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана вплоть до последнего времени с трудом верили не только политики и эксперты, но и сами главы входящих в него государств. Слишком неудачными были все предыдущие попытки экономической интеграции на пространстве СНГ, предпринимавшиеся в течение двух последних десятилетий. Тем не менее 27 ноября в Минске президентами Д. Медведевым, А. Лукашенко и Н. Назарбаевым был подписан пакет учредительных документов, главные из которых - договор о таможенном кодексе и единый таможенный тариф - позволяют говорить о скором начале реального функционирования этого таможенного объединения. Более того, длительность и тщательность, с которыми прорабатывались документы по созданию Таможенного союза, а также накал обсуждавшихся при этом проблем позволяют надеяться, что эта попытка экономической интеграции республик бывшего СССР окажется более удачной.

Процесс формирования Таможенного союза будет проходить в несколько этапов. С 1 января 2010 г. должен начать действовать единый таможенный тариф, который и положит начало функционированию союза. С 1 июля 2010 г. будет введен в действие единый таможенный кодекс, а к середине 2011 г. Россия, Белоруссия и Казахстан рассчитывают сформировать единую таможенную территорию. Процесс таможенной интеграции на этот раз будет реальным, а не номинальным. На границах между тремя государствами исчезнут таможенные посты, а весь таможенный контроль будет передан на внешние рубежи. Конечной же целью интеграции является создание к 2012 г. единого экономического пространства, включая единые правила хозяйствования и единую валюту. Причем Белоруссия и Казахстан выступают за ускорение этих процессов, тогда как Россия подходит к ним более осторожно.

Первый Таможенный союз был создан Россией, Белоруссией и Казахстаном еще в 1995 г. В 1996 г. к нему присоединилась Киргизия, а в 1999 г. - Таджикистан. Однако реальное таможенное объединение тогда так и не произошло, поскольку страны - участницы не смогли урегулировать вопрос о введении единых таможенных тарифов. В 2000 г. на базе Таможенного союза было создано Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе тех же пяти стран. Украина, Армения и Молдавия получили в нем статус наблюдателей. Но и в этот раз реализовать интеграционные цели ЕврАзЭС, включавшие создание единого финансового, энергетического и транспортного рынка, свободное движение товаров, капиталов и услуг из-за противоречий между его участниками так и не удалось. Узбекистан, присоединившийся к ЕврАзЭС после того, как в результате Андижанских событий 2005 г. оказался в международной изоляции со стороны США и ЕС, покинул его в конце 2008 г. Формирование нового Таможенного союза началось в 2006 г., а в решающую стадию вступило осенью 2009 г., когда Россия, Белоруссия и Казахстан согласовали между собой единый таможенный тариф и проект таможенного кодекса. Наиболее острой проблемой создания союза является именно единый тариф, так как поступления от таможенных пошлин - одна из главных статей доходов государственных бюджетов. Кроме того, входящие в таможенный союз страны имеют разную экономику. В России и Белоруссии выше, чем в Казахстане, доля обрабатывающих производств, поэтому отмена ввозных пошлин на многие промышленные товары для них неприемлема. В России, например, существует производство легковых автомобилей и авиационной техники, и открыть свой рынок перед конкурентами она не может. Кроме того, Россия располагает самой крупной экономикой, на долю которой приходится 3/4 валового внутреннего продукта стран СНГ, поэтому ее голос более весом.

По введению единого таможенного тарифа Белоруссии и Казахстану пришлось пойти на уступки России, в результате чего он на 92% соответствует российским таможенным пошлинам. Как следствие, Белоруссия и Казахстан будут вынуждены повысить ставки на значительную часть импортируемых товаров, тогда как Россия примерно на 1% понизит их. Впрочем, часть пошлин, введенных для защиты внутреннего рынка в период кризиса, после Нового года будет пересмотрена и, возможно, отменена. Кроме того, все участники Таможенного союза пока сохранят за собой право пользоваться такими методами регулирования, как проведение антидемпинговых расследований и начисление дополнительных платежей к импортной ставке единого таможенного тарифа на определенный вид товара. В дальнейшем же эти вопросы будут переданы в ведение единого наднационального регулирующего органа - Комиссии Таможенного союза, которая начнет действовать с 1 января.

Другой ключевой вопрос - распределение таможенных сборов. В соответствии с макроэкономическими пропорциями участников союза Россия хотела бы получить 90% всех импортных пошлин. Однако Белоруссия и Казахстан требуют компенсации за те потери, которые принесет им повышение тарифных барьеров, и окончательно этот вопрос пока не решен. Вообще экономический эффект от создания Таможенного союза для разных стран будет неодинаковым. Первоначально основными выгодами сможет воспользоваться Россия, промышленность которой получит новые рынки сбыта. По словам президента Казахстана Н. Назарбаева, финансовый эффект от создания Таможенного союза оценивается в 400 млрд. долл. для России и 16 млрд. долл. - для Белоруссии и Казахстана. Тем не менее они также рассчитывают на позитивный эффект. Белоруссия, например, планирует восстановить сократившийся в этом году почти наполовину экспорт в Россию, а также рассчитывает на отмену импортных пошлин, которыми с 2007 г. облагаются поставляемые в республику из РФ энергоносители. По оценкам экономистов, к 2015 г. общий эффект от создания Таможенного союза для его участников может составить до 15% прироста ВВП.

Наиболее пострадавшей от создания Таможенного союза страной будет Казахстан, который по большинству импортных товаров имел более низкие таможенные ставки. С началом действия единого таможенного тарифа в республике подорожает одежда, сельскохозяйственная продукция, фармацевтика, косметика, парфюмерия, строительные материалы, спортивный инвентарь, авиатехника, автомобили, электрооборудование, сотовые телефоны и многое другое. При этом таможенные ставки на одежду увеличатся в 1,5-3 раза, стоимость наручных часов - на 20%, электрооборудования - на 5-10%. Все это вызывает тревогу предпринимателей, работающих в сегменте торговли товарами массового потребления. Однако ощутимую выгоду получит промышленность, которая сможет по льготным ценам получать из России сырье и поставлять свою продукцию на огромный российский рынок, сообщает "Logistic.ru".

Возврат к списку

Поиск по сайту
  1. Что для вас важнее при грузоперевозке?
    Стоимость
    77 (57.9%)
    Автопарк
    29 (21.8%)
    Сроки
    14 (10.5%)
    Другое
    13 (9.8%)

Фотомикс


Реклама
Скидки на грузоперевозки по отдельным направлениям