г.Москва, Рублёвское шоссе, д.66
Телефон: +7 (495) 740-6788
          +7 (495) 740-6388
Факс: +7 (495) 617-1107

Наши партнёры:

Наши заказчики:

Реклама


"Гудок": Компания меняет систему управления логистическими активами

31.08.2009

"Гудок": Компания меняет систему управления логистическими активами

Терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" будет управлять специально созданная дирекция. Такое решение было принято на правлении компании, состоявшемся в конце прошлой недели.

"Эффективное использование имеющихся складских активов может приносить компании существенные доходы", - подчеркнул, выступая на правлении, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

Создание дирекции - первый шаг в реформировании терминально-складского комплекса (ТСК) РЖД. На первом этапе преобразования Дирекция по управлению ТСК будет работать как филиал компании, созданный на базе 17 существующих дорожных дирекций, находящихся в ведении железных дорог. Они управляют ТСК общей площадью 5,6 млн кв. м (86% этих активов составляют склады под открытым небом).

Как подчеркнул старший вице-президент компании Борис Лапидус, работа дирекции именно как филиала позволит решить ряд важных задач: обеспечить интеграцию предприятий комплекса, внедрить единые стандарты оказания терминально-складских услуг и т.д. Таким образом, новая дирекция должна создать и отработать единый механизм управления логистическими объектами на всей сети РЖД. В дальнейшем же, когда бизнес ТСК будет выделяться в дочернюю компанию, это облегчит передачу имущества ОАО "РЖД" на баланс "дочки" (или "дочек").

По данным инвестиционно-консалтинговой компании "Агентство прямых инвестиций" (выступила консультантом ОАО "РЖД" при создании дирекции ТСК), площадь всех российских терминально-складских комплексов общего пользования без учёта промышленных складских помещений составляет 17 млн кв. м. Таким образом, удельный вес ОАО "РЖД" на рынке ТСК составляет около 27%, что, по мнению специалистов, даёт компании возможность стать крупным игроком федерального уровня в сфере логистики. Статус федеральной компании облегчит привлечение крупных инвесторов для дальнейшего развития терминально-складского бизнеса компании.

Однако пока мощности, которые достанутся новой дирекции, находятся в плачевном состоянии. И это является серьёзным препятствием для завоевания рынка. По словам начальника департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО "РЖД" Александра Казанцева, почти 95% объектов ТСК компании не используются или находятся в неудовлетворительном состоянии. Износ недвижимого имущества достигает 50%, транспортных средств - 70%.

Кроме того, лишь 5% логистических активов ОАО "РЖД" являются складскими помещениями класса B (капитальные здания, расположенные на охраняемой территории, с системой пожаротушения, пандусом для разгрузки автотранспорта, офисами). Остальные 95% ТСК компании относятся к классам C и D (C - капитальное производственное помещение или утеплённый ангар, D - подвальные помещения, неотапливаемые ангары).

На рынке востребованы склады класса B и A. Последние - складские здания, построенные по современным технологиям и оснащённые новейшим оборудованием, например, регулирующим температурный режим. Таких мощностей в активе ОАО "РЖД" пока нет.

"Всё это ослабляет позиции компании на рынке", - говорит Александр Казанцев.

Одним из барьеров, препятствующих развитию ТСК, до сих пор являлась недостаточная оперативность при принятии решений. Этот барьер, полагают в ОАО "РЖД", будет устранён после создания дирекции.

Но даже в такой ситуации в прошлом году прибыль от логистической деятельности ОАО "РЖД" составила 2,3 млрд руб. Вместе с тем, по оценке экспертов "Росбизнесконсалтинга", выручка российских компаний от экспедирования, складских и управленческих услуг за вычетом расходов на транспортировку грузов составила около $1,6 -1,8 млрд.

"Чтобы вывести на приличный уровень хотя бы те объекты, которые сегодня пользуются спросом, и увеличить поступающие доходы, необходимо 20-30 млрд руб. инвестиций", - отмечает Александр Казанцев. За последние два года в развитие торгово-складского комплекса ОАО "РЖД" было вложено 2,5 млрд руб.

Среднюю рентабельность бизнеса данного сегмента в России в ОАО "РЖД" оценивают в 14-20%.

В компании пока нет единого решения по дальнейшему реформированию логистического бизнеса. Сейчас обсуждается несколько вариантов. Один из них - создание вслед за дирекцией в форме филиала одной дочерней компании, консолидирующей все профильные активы (по аналогии с Федеральной пассажирской компанией). Второй путь подразумевает создание на сети российских железных дорог нескольких независимых "дочек" (которые тем не менее должны быть увязаны в единый технологический комплекс). Третий вариант - создание управляющей компании, которая будет контролировать логистические "дочки" на каждой железной дороге.

Директор департамента управленческого консультирования "Агентства прямых инвестиций" Марина Никифорова считает, что в итоге должна быть создана одна компания, которая централизованно будет управлять всеми объектами. "Это позволит избежать разрозненности, которая сейчас наблюдается в деятельности существующих дирекций", - полагает эксперт.

В свою очередь, заместитель генерального директора ОАО "ТрансКонтейнер" Павел Чичагов, выступая на правлении, заявил, что такой подход слишком прямолинеен. "Создание единой дочерней компании приведёт к смешению в рамках одной бизнес-единицы совершенно разных видов деятельности", - сказал он.

По его мнению, многие из видов деятельности ТСК (например, хранение грузов или промывка вагонов) относятся к разным секторам рынка и требуют разных маркетинговых стратегий. "Нужно попытаться отделить сервисные услуги, которые дирекция оказывает железнодорожным операторам, от тех, которые можно продавать на рынке. К последним, например, относятся обработка штучных грузов, складские услуги", - считает Павел Чичагов.

Участники логистического рынка неоднозначно оценивают позиции и возможности ОАО "РЖД" в сфере услуг ТСК. "Рынку сейчас в первую очередь нужны крупные площадки в индустриальных центрах, а активы ОАО "РЖД" по отдельности невелики (каждая площадка сама по себе уступает современному мультимодальному комплексу. - Ред.)", - говорит президент Евро-Азиатской логистической ассоциации Николай Титюхин.

"С технологической точки зрения у ОАО "РЖД" есть важное преимущество - подключённость объектов к своей же сети", - считает директор департамента корпоративных коммуникаций транспортной группы Fesco Станислав Вартанян. Но успех развития ТСК, по мнению эксперта, будет зависеть от выбора для развития тех объектов, которые находятся в крупных центрах дистрибуции или потребления.

Возврат к списку

Поиск по сайту
  1. Что для вас важнее при грузоперевозке?
    Стоимость
    77 (57.9%)
    Автопарк
    29 (21.8%)
    Сроки
    14 (10.5%)
    Другое
    13 (9.8%)

Фотомикс


Реклама
Скидки на грузоперевозки по отдельным направлениям